Независимая оценка качества подготовки обучающихся проводится в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или её частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся.
Независимая оценка качества образования (далее - НОКО) - оценочная процедура, которая в соответствии с п. 1 ст. 95 Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее № 273-ФЗ «Об образовании») направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Независимая оценка качества дополнительного образования детей (далее НОК ДОД) осуществляется в целях предоставления гражданам информации о качестве оказания услуг дополнительного образования, а также в целях повышения качества деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам. Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей на период до 2020 года» НОК ДОД является одним из механизмов развития дополнительного образования и предполагает проведение следующих процедур: согласно п. 2, подпункт 1, ст. 95, № 273- ФЗ «Об образовании» независимую оценку качества подготовки обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам; согласно ст. 22, Федерального закона от 21.07.2014 г. № 212 «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» независимую оценку качества собственно дополнительных общеобразовательных программ, осуществляемую в форме общественной экспертизы.
Инициаторами НОК ДОД выступают: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, общественные советы по НОК ДОД, организации (организация- 4 оператор): коммерческие, некоммерческие, эксперты, привлекаемые для проведения оценки, организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы. Привлечение организаций для проведения НОК ДОД осуществляется на конкурсной основе или в форме государственного (муниципального) задания, финансирование осуществляется заказчиком. Реализация задач НОК ДОД представлена как развитая система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией, которая предполагает создание таких коллегиальных органов управления, как Наблюдательный совет, Попечительский совет, Управляющий совет (согласно ст.26, № 273-ФЗ «Об образовании»).
Сегодня, согласно Приоритетному проекту «Доступное дополнительное образование для детей» система механизмов организации общественно-государственного управления образовательной организацией в части НОК ДО (услуг) отнесена к так называемой Внутренней системе оценки качества образования (или ВСОКО). ВСОКО должна быть закреплена отдельным локальным актом образовательной организации и проводиться внутренними аудиторами. Целесообразность и необходимость НОК ДОД определяется востребованностью ее результатов в целях решения личных и профессиональных задач следующими группами пользователей (участников образовательных отношений): обучающимися и их родителями (законными представителями) в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей, для выявления текущего уровня освоения образовательных программ и корректировки индивидуальных учебных планов, а также для оценки собственных возможностей продолжения обучения; организациями, осуществляющими образовательную деятельность в целях оценки уровня подготовки обучающихся 5 и факторов на него влияющих, оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций, определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг; заинтересованными организациями для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и прочее; коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития; федеральными и региональными органами исполнительной власти в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций, при распределении грантов, и прочее. Развитие системы НОК ДОД способствует индивидуализации образования, созданию инструментов общественного участия в управлении системой дополнительного образования, принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней, повышению удовлетворенности граждан качеством дополнительных общеобразовательных программ.